История

ОАО «Ташкентский завод по строительству и ремонту пассажирских вагонов» (на сегодня АО«ТВСРЗ»), построенный в рамках реализации Кредитного Соглашения, подписанного между Правительством Узбекистана и Японским фондом Международного экономического сотрудничества, явился первым крупным реализованным инвестиционным проектом Государственно-Акционерной Железнодорожной Компании «Узбекистон темир йуллари» (на сегодня АО«ЎТЙ»)и единственным предприятием Республики Узбекистан, специализирующимся на строительстве, ремонте, модернизации и переоборудовании пассажирских вагонов. АО «ТВСРЗ» введен в эксплуатацию в июле 2001 года и представляет собой крупное промышленное предприятие с числом работающих более 1200 человек. Общая площадь завода составляет 104104 кв. метров, из которых 64785 кв. метров занимают производственные цеха: вагоностроения, колесно-тележечный, кузовной, электрооборудования, отопления и водоснабжения, по ремонту внутреннего оборудования, малярный, аккумуляторный, подсобно - заготовительный, производственно-заготовительный, экспериментальный, деревообрабатывающий, по изготовлению и получению декоративных покрытий деталей вагонов и другие. С пуском завода в эксплуатацию введены в строй более 350 единиц нового технологического оборудования, в том числе 243 единицы – импортного от ведущих фирм Германии, Голландии, Южной Кореи, Канады, Японии, Англии и др. Имеющиеся производственные мощности, современное оборудование, квалифицированные кадры и хорошо налаженные контакты с поставщиками материалов и комплектующих изделий позволяют заводу ежегодно восстанавливать более 450 пассажирских вагонов. В конце 2002 года завод организовал производство услуг по импорт замещению, в результате был освоен капитально-восстановительный ремонт с продлением срока службы пассажирских вагонов и капитальный ремонт второго объема вагонов электропоездов серии ЭР-2 и ЭР-9Е. Получение таких высоких показателей заводом достигнуто огромной работой трудового коллектива, постоянным совершенствованием и расширением производственной базы, внедрением новых технологий, поиска новых ресурсов для повышения рентабельности. В 2003 году были собраны 4 пассажирских вагона: один – купейный и три открытого типа В начале 2004 года завод произвел сборку внутреннего оборудования 6 вагонов нового поколения для скоростного поезда «РЕГИСТОН» сообщением Ташкент–Самарканд. В августе 2006 года заводом переоборудованы пассажирские вагоны купейного типа под вагоны межобластного сообщения повышенной комфортности для скоростного поезда «ШАРК» сообщением Ташкент-Бухара. Продолжая работу по модернизации и переоборудованию пассажирских вагонов под вагоны межобластного следования по заказу ОАО «Узжелдорпасс» ( на сегодня АО «Ўзтемирйўлйўловчи»), в 2008 году завод модернизировал для скоростного поезда «НАСАФ» сообщением Ташкент – Карши 7 купейных пассажирских вагонов по типу конструкции существующего поезда «РЕГИСТОН» с типовым для пассажирских вагонов кондиционированием воздуха, в том числе 1 вагон–бар с дизельэлектростанцией и штабом начальника поезда. Все вышеперечисленные скоростные поезда «РЕГИСТОН», «ШАРК» и «НАСАФ» отвечают мировым стандартам и обслуживают население по высшему разряду. Новым этапом в развитии АО«ТВСРЗ» стало пассажирское вагоностроение. Применение новых перспективных разработок и передовых технологий, четкая организация труда позволили предприятию освоить с Тверским вагоностроительным заводом сборку новых пассажирских вагонов.

В 2003 году были собраны 4 пассажирских вагона: один – купейный ЦМК и три открытого типа ЦМО. С 2009 года завод начал серийный выпуск пассажирских вагонов купейного типа с установкой кондиционирования воздуха модели 61-907 и тележек собственного производства модели 68-908(909). Разработкой конструкторской документации на пассажирский вагон и тележку пассажирского вагона занимались специалисты завода совместно с ОАО «Научно-внедренческий центр «Вагоны» г. Санкт-Петербург. Испытания тележек производились на базе полигона НВЦ «Вагоны». Сертификационные испытания вагона в целом проводил Белорусский Орган по сертификации железнодорожной продукции и услуг, уполномоченный Советом по железнодорожному транспорту стран СНГ, после чего завод получил сертификат на право серийного производства пассажирских купейных вагонов с кондиционированием воздуха модели 61-907 до 2014 года. Учитывая большое внимание в Республике Узбекистан развитию туризма, в том числе и на железнодорожном транспорте, завод на базе купейного вагона построил 5 новых вагонов повышенной комфортности для перевозки туристов. Это 8-ми местные вагоны с индивидуальным регулированием микроклиматических параметров воздуха, с применением современных материалов для отделки внутреннего оборудования, максимально повышающих уровень комфортности во время путешествия пассажиров. В 2011 году завод осуществил новый проект – это строительство первого в Узбекистане пассажирского некупейного вагона модели 61-911 вместимостью 54 пассажира, который успешно прошел все сертификационные испытания. 26 июля 2011 года завод получил Сертификат Соответствия от Органа по сертификации ж/д продукции и услуг при Белорусском государственном университете ж/д транспорта на серийный выпуск пассажирских некупейных вагонов модели 61-911. В 2012 году специалисты завода самостоятельно разработали проект и построили новый пассажирский купейный вагон с креслами для сидения на 48 мест с установкой кондиционирования воздуха с комбинированной системой отопления с новыми тележками собственного производства нового поколения безлюлечного типа модели 68-921(922) с дисковыми тормозами и технологическими характеристиками, обеспечивающие плавность хода при скорости движения вагона до 200 км/час, которые успешно прошли испытания на прочность и скорость Испытательным Центром России.

Все вышеуказанные новые пассажирские вагоны были представлены заводом в составе АО «Ўзбекистон темир йўллари» на 57 - заседании Совета по железнодорожному транспорту государств–участников Содружества, прошедшего в 16-17 октября 2012 года в городе Ашхабад, где получили высокую оценку от руководителей дирекций железнодорожных администраций стран СНГ дизайна, комфорта и технического уровня исполнения новой продукции. В 2014 году специалисты завода разработали и построили вагон ресторан модели 61-924, который успешно прошел, сертификационные испытания . В вагоне есть все элементы, присущие обычному вагону-ресторану – кухня с разделочными столами и электрической плитой, холодильники, обеденный зал, бар. В 2014 году, после обращения Ташкентского метрополитена к руководству нашего завод с просьбой рассмотрения вопроса разработки конструкторско-технологической документации и последующего изготовления поводковой тележки вагонов метро, было принято решение и освоено изготовление рамы и надрессорного бруса тележек поводкового типа вагонов метро на площадях завода. Помимо этого, сотрудничество АО «ТВСРЗ» с Ташкентским метрополитеном продолжилось в части проведения капитально- восстановительного ремонта вагонам метро с продлением срока службы до 15 лет. При капитально-восстановительном ремонте – от старого вагона остается только каркас кузова, который проходит диагностику, ремонтируется и впоследствии наполняется новым электро, пневмооборудованием, производится замена рамы и надрессорных брусов тележек, полная замена внутреннего дизайна, установка систем видеонаблюдения, пожаротушения и др. На лобовые части головных вагонов «одевается маска» из полимера наполненного стекловолокном, тем самым поезда после КВР принимают обновленный, современный облик. Учитывая, что в последнее время в Республике Узбекистан уделяется большое внимание развитию туризма, в том числе и на железнодорожном транспорте, в 2015году завод, на базе купейного вагона, построил 5 новых вагонов повышенной комфортности для перевозки туристов. Это 8-ми местные вагоны с кондиционированием воздуха, имеющие четыре двухместных купе. Для отделки внутреннего оборудования использовались современные трудногорючие материалы. Каждое купе, оборудовано индивидуальным санузлом и душем, что максимально повышает уровень комфортности во время путешествия пассажиров. При оформлении дизайна внутреннего интерьера были использованы элементы узбекского национального творчества.

В этом же году было проектирование, строительство пассажирских вагонов с креслами для сидения модель 61-926 для поезда постоянного формирования. Пассажирские вагоны для этих составов были разработаны по отдельному заданию АО «Ўзтемирйўлйўловчи» и предназначены для эксплуатации на новой железнодорожной линии «Ангрен-Пап». Первый образцы этих вагонов принимали участие при запуске электрифицированной железной дороги и открытии тоннеля через высокогорный перевал Камчик, которые состоялись 22 июня 2016 года. Первый пассажирский рейс поезд постоянного формирования по маршруту «Ташкент - Андижан», через новую железнодорожную линию «Ангрен - Пап» осуществлен 27 августа 2016года. Пассажирский вагон модели 61-926 имеет три исполнения: VIP – 16 мест, бизнес-класс- 30 мест, эконом класс- 47 места для пассажиров. Вагон предназначен для выполнения массовых перевозок пассажиров, персонала поезда на магистральных путях колеи 1520 мм, для скоростей движения 160 км/ч., с длительностью пребывания в пути не более 12 часов. В 2019 году учитывая особое внимание, уделяемое людям с ограниченными возможностями, специалистами завода был разработан и прошел испытания и в феврале месяце 2019 года получен сертификат соответствия Технического регламента ТР ТС 001/2011 на вагон пассажирский купейного типа штабной с местами для инвалидов модель 61-931. В вагоне предусмотрено специальное купе для инвалидов и сопровождающего лица. В этих купе предусмотрено очень многое, чтобы облегчить проезд для людей, имеющих какие либо ограничения по здоровью. В вагон, человек с ограниченными возможностями может попасть при помощи специального подъемника, расположенного в тамбуре с нерабочей стороны, не покидая инвалидной коляски, в не зависимости от высоты перрона. Для экстренных случаев, в купе для инвалидов предусмотрена кнопка вызова проводника. Туалет в вагоне, находится в непосредственной близости от купе для инвалида. Проход и подход к унитазу широкий, удобно подъехать на коляске. Возле унитаза есть поручни, что тоже немало важно для людей с ограниченными возможностями. В июле месяце 2019 года построен и прошел сертификационные испытания Вагон багажный модель 61-928, грузоподъемностью до 24тонн, для перевозки багажа в пассажирских или отдельных почтово-багажных поездах. В 2019 году по заказу специалистами завода закончились работы по сборке и испытаниям Вагона специального назначения модель 61-934, предназначенного для проезда лиц, сопровождающих груз или вагоны в пути их следования. В 2020-2021 годах на заводе было разработано по сборке вагонов специально-технического назначения: вагон лаборатория- путеизмерительный, вагон “Лаборатория” для контроля контактной сети, вагон-“Дефектоскоп”, вагон-“Динамометрический”. Эти вагоны производятся на основе классических купейных моделей. В этих вагонах часть купе соединяется как в салон, так и в кухню. В зависимости от применения, конструкции вагонов снаружи отличаются от обычных моделей смотровыми окнами, разными измерительными тележками, прожекторами и видеокамерами. Салоны этих лабораторий оснащены регистрирующими и измерительными усилителями и промышленным телевизионным оборудованием. Питаются все эти измерительные устройства от аккумуляторных батарей, дизель-генераторов и выпрямителей. Кроме этого, в зависимости от их назначения они укомплектованы специальной измерительной техникой, позволяющей выполнять те или иные задачи.

В 2021-2022 годах на заводе было разработан и построен АВТОДРЕЗИНА МОДЕЛЬ АС-01 UZ предназначена для перевозки пассажиров по магистральным железным дорогам колеи 1520 мм со скоростями, допускаемыми «Правилами технической эксплуатации железных дорог Республики Узбекистан №36, 2001г 80км/ч. В 2022-2023 годах, в связи с расширением столичных линий и увеличением местного населения был произведен и пущен в путь новый Безмоторный промежуточный вагон метро МОДЕЛИ 81-714 UZ. С 2017 года завод начал на экспорт постройку пассажирских вагонов собственного производство и до сегодняшнего дня продолжает сотрудничество по реализации своей продукции в Республикам Казахстан, Белоруссия и Российскую Федерацию. Всего было за этот период заводом реализовано на экспорт более 40 (сорок) пассажирских вагонов различных типов. В 2021 году завод заключил контракт на основе тендера с дочкой "Газпрома "ООО "Газпромтранс". В 2022 году построены заводом шесть единиц вагонов пассажирского типа специального назначения и доставлены в Ямальский филиал ООО "Газпромтранс" Российской Федерации". По данным железнодорожной компании, вагоны могут эксплуатироваться при температуре минус 60 градусов. Отмечается, что они рассчитаны на 17 спальных мест. Кроме того, вагоны оборудованы кухней, душевыми кабинками и дизельными генераторами. В мае месяце текущего года АО «ТВСРЗ» принял участия и выиграл тендер, объявленный АО «Вагонсервис» (Республика Казахстан) на изготовление 8 (восьми) вагонов и было разработано по отдельному заданию предназначенных для перевозки спецконтингента. В начало 2023 года было освоено заводом и реализовано на экспорт пассажирских вагонов предназначенных для перевозки спецконтингента. Успешно освоив внутренний рынок, завод продолжает активно развивать внеш¬ние экономические связи и предлагает на экспорт ремонт, переоборудование и модернизацию пассажирских вагонов.. Завод ведет работу по расширению номенклатуры импортозамещающей продукции за счет реструктуризации существующих ремонтных цехов, создания участков по сборке узлов. Все это, несомненно, придаст предприятию новый импульс в развитии, откроет широкие возможности по реализации своего промышленного потенциала. АО «Ташкентский завод по строительству пассажирских вагонов» имеет все возможности вести работы по изготовлению всего спектра моделей пассажирских вагонов, а также востребованных рынком различных вагонов специального назначения. Ташкентский завод имеет сертификат соответствия техническому регламенту Таможенного союза (сертификат ТР ТС). Завод имеет положительную репутацию в сфере ремонта и изготовления пассажирских вагонов на рынке Центральной Азии. Это подтверждается заключением крупного контрактами с Россией и Казахстаном на экспорт пассажирских вагонов.